Гадания

Как нужно подходить к гаданиям
Руническое гадание
Гадание на воске
Гадательные практики
Гадание на кофейной гуще
Святочные гадания

Предсказания

Предсказания Иоакима дель Фиоре
Буддизм - пророчества о Матрейи
Жизнь и пророчества Ванги
Болгарская провидица
Алистер Кроули
Граф Сен-Жермен

 

 

Ваш персональный гороскоп

 

 

Гороскоп на сегодня

Медицинская астрология


Этот раздел посвящен медицинской астрологии. Ведь зная заранее, что можно ожидать, мы можем подготовиться и принять меры, чтобы наше будущее поколение и мы сами могли избежать болезней, уже заложенных природой в каждом знаке зодиака.

Восточный гороскоп


Издавна люди увлекаются астрологией, то есть предсказывают судьбу по звездам. Как известно, существует множество различных гороскопов, но наиболее часто обращаются к восточному гороскопу, который включает в себя двенадцать знаков зодиака, и у каждого знака есть свой год.

 

 

Знаки Зодиака

 

Овен

21.03 - 20.04

Весы

24.09 - 23.10

Телец

21.04 - 20.05

Скорпион

24.10 - 22.11

Близнецы

21.05 - 21.06

Стрелец

23.11 - 21.12

Рак

22.06 - 22.07

Козерог

22.12 - 20.01

Лев

23.07 - 23.08

Водолей

21.01 - 20.02

Дева

24.08 - 23.09

Рыбы

21.02 - 20.03

 


Главная | Словарь терминов - Д - Дежа

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 


Дежа

- квашня — деревянная кадка для заквашивания теста, в традиционной культуре восточных и западных славян — символ богатства и благополучия. У южных славян для заквашивания теста использовался другой вид домашней утвари — деревянные долбленые ночвы. У восточных и западных славян используется в разнообразных обрядах, в частности в свадебном.

По украинским поверьям, количество клепок в ДЕЖE должно быть либо четным (Черниговщина, Житомирщина), либо, наоборот, нечетным (Харьковщина, Полтавщина). ДЕЖУ, наделяемую положительными свойствами, называли дижа, а отрицательными — диж, дижун, дижур. Считалось, что в дижe хлеб удается, а в диже — нет. Под Черниговом в ДЕЖУ с нечетным количеством клепок вставляли лишнюю клепку, чтобы превратить ее из дижуна в дижу и тем самым изменить ее свойства в лучшую сторону.

В украинских, белорусских и польских поверьях ДЕЖА предстает как живое существо — весьма капризное и подверженное сглазу. Она перестает заквашивать хлеб, если отдать ее кому-нибудь в долг или даже просто вынести из дома. По русскому поверью, хлеб не поднимается, если через ДЕЖУ перелетит курица или к ней подойдет корова. Чтобы исправить ДЕЖУ, ее подкуривали освященными травами, клали на пороге вверх дном, втыкали в дно ее нож и лили сверху кипяток из ложки и т. д. В Волынской губернии хозяйка трижды ударяла по дну ДЕЖУ и грозила, что станет бить еще, если та не “поправится”. На Гродненщине если в ДЕЖЕ переставал удаваться хлеб, то на Похвальной неделе (пятая неделя Великого поста) ее выносили на ночьпод звезды: ДЕЖА “похвалится” перед Богом, что у нее есть хлеб, и снова приобретет нужные свойства.

Подход теста зависит от состояния ДЕЖИ в такой же мере, как и от усердия хозяйки, ср. украинскую пословицу о дурно выпеченном хлебе: “Чи дiжа здiжилась, чи хазяйка сказилась”. В Польше говорили, что ДЕЖА имеет свои “пристрастия и обычаи”: она приучена стоять в тепле, не любит шума, ее нельзя ударить или поставить на землю. В Витебской губернии ДЕЖУ с тестом ставили на одежную подстилку — шубу, армяк или балахон. Причем, если под ДЕЖЕЙ была женская одежда, то сверху на нее клали мужскую, и наоборот. Во многих местах на Украине и в Белоруссии ДЕЖУ ставили на столе или на лавке под образами — в самом почетном месте дома. В Волынском Полесье там постоянно находилась ДЕЖА, покрытая скатертью, на которой лежал хлеб.

В Восточном Полесье, а также в Гродненской, Могилевской и Курской областях существовал ежегодный обряд очищения ДЕЖИ, приуроченный обычно к Страстному четвергу. ДЕЖУ мыли, иногда натирали солью, чесноком, луком, подкуривали воском и хмелем, чтобы она весь год была чистой и в ней удавался хлеб. Потом ДЕЖУ накрывали крышкой или переворачивали и как бы “наряжали”: подвязывали красным женским поясом, реже — полотенцем или хмелем, застилали скатертью, сложенной вдвое или вчетверо, сверху клали хлеб и соль. После этого ДЕЖУ выносили из дома и ставили во дворе, иногда на боковом столбе ворот или на заборе — с той стороны, где восходит солнце. Через некоторое времяпосле восхода ДЕЖУ забирали домой. Реже ее оставляли с вечера на столе, где она и стояла до утра. О ней говорили: ДЕЖА “говеет”, “исповедуется”, “идет на отдых”, “торгует”, “идет на базар”.

ДЕЖА играет наиболее значительную роль в двух эпизодах свадебного обряда: при изготовлении коровая и т.н. посаде — сажании невесты на ДЕЖУ (лавку в красном углу и т.п.), где ей меняли девичью прическу и головной убор на женские. Характерной чертой белорусского “посада” было то, что на ДЕЖУ сажали не только невесту, но и жениха. В Полесье на ДЕЖУ не только садились, но и вставали, причем считалось, что это может сделать только “честная” (девственная) невеста. Согласно поверью, если “нечестная” невеста наступит на ДЕЖУ, то семь лет не будет родить хлеб, не будет вестись скот, не будут жить дети у молодых.

В Гродненской губернии перед отъездом к молодому сват клал на землю крышку ДЕЖИ застилал ее скатертью, посыпал рожью; если молодая сохранила девственность, то она становилась на эту крышку и в присутствии всех надевала новое белье и чистую одежду. У лужицких сербов невесту причесывали на ДЕЖЕ, потом ставили в нее и одевали к свадьбе. После этого невеста выпрыгивала из ДЕЖИ. Если она не выпрыгнет с первого раза, то это принесет ей несчастье, а если выпрыгнет, то ей будет легко рожать детей.

ДЕЖУ использовали как оберег при стихийных бедствиях. Чехи, лужичане при пожаре обращали ДЕЖУ отверстием против огня, чтобы его не разнес ветер. Близ Львова, чтобы отворотить ветер при пожаре, хозяйка с распущенными волосами, спустив до пояса сорочку, носила перед собой по двору ДЕЖУ с буханкой хлеба. Там же при приближении грозовой тучи носили по скотному двору специальную ДЕЖУ для изготовления куличей. В Слуцком Полесье, чтобы прекратился град, выносили на улицу ДЕЖУ, хлебную лопату, а иногда крышку ДЕЖИ, положив на нее образ св. Николая.

При переходе в новый дом русские, украинцы и белорусы несли с собой ДЕЖУ с тестом, замешенным в старом доме. В Купянским уезде Харьковской губернии хозяин говорил, внося ДЕЖУ в новый дом: “Як у сии дижи повно хлиба, дай. Господы, шоб так повно було и в сии хати хлиба и всякой худобы!” На Украине и в Белоруссии, вернувшись с кладбища, заглядывали в ДЕЖУ, “штоб у вочах не стаяло тэе нежывое”, или нюхали ДЕЖУ, что соответствует действиям с печью.



<< назад   начало   вперед >>
Главная | Гадания | Предсказания | Обратная связь | Карта сайта Rambler's Top100

Конкурс Белый список. Путеводитель для потребителей